Владимир Голышев (golishev) wrote,
Владимир Голышев
golishev

Categories:

очень важный (для меня) текст

что-то типа "исповеди прогнозиста-неудачника"
разоблачился типа перед партией
развенчался
разнуздался
распоясался
портки упали - а там срам...

в общем, читайте

http://www.skbbank.ru/images/custom/news/havin_small.jpg

Театральный роман
Бабло, переодетое в "добро", побеждает быдло, переодетое в "зло"

Сейчас, когда только ленивый не включился в "перестроечный дискурс", хочется сказать о главном. "Сбывшийся прогноз", который так возбуждает публику – не то, за что себя выдает. Стремительный закат Путина, превращение "аппаратного червя" Собянина в "харизматика №1" a la Ельцин, "Нина Андреева с усами" (что там еще?) – во всем этом нет ничего удивительного или неожиданного. И то, что будет дальше – "ответка" Суркова (возможно, под псевдонимом "Медведев"), ГКЧП-2, "сенсационное" освобождение Ходорковского, признание ошибкой "афганской" авантюры на Кавказе, примирение с Михаилом Саакашвили – не нужно предсказывать. Все это просто будет, и всё.

На самом деле, ничьи прогнозы никогда не сбываются. Лучший в мире прогнозист – генератор случайных чисел. Стреляя в белый свет, как в копеечку, хоть раз да попадешь в ресинское очко. Глубокомысленно ковыряя в любимых путинских отверстиях, попадешь разве что в анекдот. Как Антон Хавин - начальник отдела дилинга СКБ-банка (см. здесь и здесь). Отсюда вывод: не хочешь быть дураком - убей в себе прогнозиста, зарой тушку и постигай суть вещей без привязки ко времени. Ибо "дни лукавы суть"...
 

На заре туманной юности я услышал формулу небесной красоты - игумен Иннокентий (Павлов) так растолковал мне разницу между человеком и Богом: "Бог есть, а мы – бываем". Вильям наш Шекспир, не поминая имя Божье всуе, сказал то же самое: "Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры". Впрочем, есть мнение, что Шекспир лишь на свой лад процитировал Монтеня ("…И не является ли ареной этого представления весь мир?"). Или Епиктета ("Наша жизнь - пьеса, в которой Бог распределил роли. Нам остается лишь их с достоинством сыграть!"). Или Петрония. Последнее всего вероятней, так как петрониевское  Mundus universus exercet histrionam ("Весь мир занимается лицедейством") было высечено на фронтоне театра "Глобус".

Вот так! Мы думаем, что мы есть, а мы всего лишь "бываем". Думаем: живем, а сами – лишь участвуем в представлении. Открывается занавес. Выходят актеры. Стреляет ружье. Льется клюквенный сок. Зрители аплодируют, аплодируют. Занавес. Всё! Представление окончено. А жизнь продолжается – вернее, Жизнь (с большой буквы "Ж"), потому что Вечная.

Весь этот возвышенный треп имеет сугубо прикладное значение. Если Шекспир, Монтень, Епиктет, Петроний не врут, значит, жизнь человечества подчинена законам драматургии. На всех уровнях – от истории цивилизаций до мимолетного курортного романа. Людям только кажется, будто они хозяева своих слов и дел - сами себе "сценаристы и режиссеры". Белка тоже думает что убегает, а она – в колесе. Индюк тоже думал…

Нет ничего случайного. Видимый хаос жизни – суть бесчисленное множество сюжетов, каждый из которых имеет свою логику и развивается в строгом соответствии с ней. Сюжеты эти сменяют друг друга, накладываются, пересекаются. Локальные сюжеты, на правах "младшей матрёшки", вложены в метасюжет, и, одновременно, на правах "старшей", включают в себя другие "матрёшечки" – вплоть до последнего деревянного пупырышка. Понять что-то в жизни человека, коллектива, народа, страны, цивилизации – значит, разглядеть в мешанине лиц и событий драматургию. Найти точку, в которой поднялся занавес. Определить: какой именно спектакль дают, как распределены роли. И… "запастись попкорном".

Попкорн – обязательное условие. Если вы вовлечены в действо, то на этом "празднике жизни" вы уже не зритель. Вы - актёр. И дело ваше – маленькое: декламировать заученный текст, вертеть бутафорской шпажонкой и ковылять в грим-уборную после финальной реплики. Только вы об этом никогда не узнаете. Даже в своей частной жизни только единицы способны разглядеть рампу и суфлерскую будку. И то – постфактум. А по ходу пьесы мы все убеждены, что не играем, а живем. С этим заблуждением рождаемся, с ним же поступаем в распоряжение бюро ритуальных услуг.

Но выход есть. Достаточно сбросить камзол и парик, стереть грим и сойти со сцены в душную тьму зрительного зала. Туда, где попкорн. Если на это решиться, можно впервые увидеть представление со стороны, и, если пьеса знакомая, вспомнить: что будет дальше и каков финал. Помните рязановскую комедию "О бедном гусаре замолвите слово"? Там "чекист" Мерзляев жаловался дочке актера Бубенцова: мол "спектакль не досмотрел ("Отелло") - так и не знаю: чем же там дело кончилось". Нам смешно потому, что мы знаем. Не знали бы – не смеялись.

В этом знании есть страшное искушение, которому я поддавался много раз. Чертыхался, тер ушибленный лоб и наступал на те же грабли снова и снова. Дело в том, что "сокровищем понимания" страшно хочется поделиться. Здесь и сейчас. Не отходя от кассы. Вот и кричишь, как законченный идиот: "Мавр ее задушит!" А на сцене еще даже роковой платок не мелькнул!

Так, начиная с весны 2006-го года, я почти в каждой своей статье подробно описывал грядущий мировой финансовый кризис. В цветах и красках. А биржевые индексы и цены на сырье тем временем продолжали расти. Два года спустя Дездемону таки задушили. В полном соответствии с моим "прогнозом". Ну и какая мне от этого радость? Я два года просидел в дурацком колпаке из-за своего длинного языка.

Или отставка Лужкова, которую в мельчайших подробностях описал наблюдательный театрал Станислав Белковский. Осенью 2009-м года. А она состоялась, сами знаете когда.

Или Собянин, которого я назвал "новым Ельциным" и "будущим президентом" в 2005-м - когда его в лицо-то мало кто знал...

Занавес только-только поднялся – вся пьеса впереди. Ну да, Нина обязательно с ума сойдет, и Треплев непременно застрелится. Ну и что? Сиди на попе ровно, а рот займи попкорном. Не мешай командировочным механизаторам слушать про "орлов и куропаток". Пусть предсказуемо ужаснутся в последнем акте. Для них, а не для тебя актеры стараются. А если скучно – иди домой.

Нет! Не усидел. Забыл, что "дни лукавы суть", что каждому овощу – свой фрукт, что дорого яичко к пасхальному, а не к постному дню. Больше такого не повторится! Отныне сюжет буду пересказывать только в самых общих чертах. И никаких сроков. Время ж оно – резинка от трусов. Растягивается, сжимается и всегда больно бьет по носу.

И совсем уж моветон – путать актера с драматургом! Когда Лужкова-Гришина сняли, в лучших традициях конца 80-х, и на горизонте замаячила фигура Собянина, в которой даже командировочные механизаторы стали замечать что-то ельцинское, я был уверен в том, что Путин пойдет в разнос. Думал: я же вижу предназначенный для него "медный таз", значит, и он должен видеть. А если видит и желает себе добра, значит, сделает финт ушами - в последний момент прыгнет в спасительное мэрское кресло. Но, увы: люди, как звезды – "никогда не сходят со своей орбиты". В итоге, плохой актер Путин старательно играет роль Егора Кузьмича. А тщательно подобранные генералы четким строевым шагом идут туда, куда велел режиссер – кто на кладбище, кто в госпиталь, кто на Поклонную гору…

Есть такой драматургический прием – "пьеса в пьесе". "Мышеловка" в "Гамлете" или те же "орлы и куропатки" в "Чайке". Наша "пьеса в пьесе" будет называться "ГКЧП-2 или Не рви тельняшку!" Несвежие статисты. Хор мальчиков. Фехтование на резиновых дубинках. Возможны пиротехнические эффекты. В финале бабло, переодетое в "добро", в очередной раз победит быдло, переодетое в "зло": "Контрреволюционный мятеж подавлен!", "Враги модернизации не прошли!" Хороший актер Михалков, облегченно вздохнув, снимает дурацкие очки, скоблит "жилетом" колючие щеки и надевает нормальную одежду. Плохой актер Путин пихает в "Калину" ламповый телевизор "Рубин" – подарок молодым – и отбывает на Корейский полуостров. Занавес!

А еще: Михаил Ходорковский вернется из "горьковской ссылки", парламент снова станет местом для дискуссий, а "КПСС нашего времени" перестанет быть "руководящей и направляющей". В перспективе – грузинские вина и "Боржоми" на столах у россиян. И нервные лица у господ Кокойты и Багапша… Обратил сегодня внимание на ноябрьские афиши: ДДТ по всему городу, и супер-шоу "Georgian Legend" в Крокус Сити Холе. Надо ж с чего-то начинать.

Еще одно последнее сказанье,
И летопись окончена моя.

"Сказание" касается день ото дня хорошеющей Чеченской Республики и ее энергичного главы. Рамзана Кадырова таки одолеют "шайтаны". Центорой они уже атаковали. Грозный тоже. А "бог", как говорят неверующие, "любит троицу". Организатор дерзкого нападения уже известен – Саид Бурятский. Дата – пока нет. По крайней мере, мне...

Думаю, достаточно. Вы пока досматривайте спектакль, а я пойду пьесу писать. Про Путина. К моменту, когда он окончательно сойдет со сцены, надеюсь управиться.

Занавес.

отсюда - http://community.pravaya.ru/2009-09-06-12-24-45/2009-09-06-12-25-25/2010-11-08-12-39-41

P.S. на фото - Антон Хавин, начальник отдела дилинга СКБ-банка

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments