Владимир Голышев (golishev) wrote,
Владимир Голышев
golishev

Category:

PERSONAL JESUS: Based On A True Story (4)

Продолжение. Начало здесь, здесь и здесь.
https://3.bp.blogspot.com/-ATa6mxA6xMs/V0_rIEeRiQI/AAAAAAACLIs/TA2HAE4_4S0Z5sql0tnfZs6YhAIYHUFeACLcB/s640/94a83b2df021b8d6e8ce4ccb491ec697.jpg

...А теперь самое время взглянуть на Иисуса глазами Иоанна.
Кого он перед собой увидел?
Возраст. Внешность. Социальное положение. ПМЖ.

Нам кажется, будто мы знаем ответы на все эти вопросы. Тридцатилетний красавчик, сын плотника из города Назарета, что в Галилее. Именно такой образ рисуют авторы миссионерских евангелий, чтобы побаловать сладеньким «превосходнейшего Феофила».

З0 лет – идеальный возраст и для античного божества и для еврейского царя. Гесиод считал его «мужским совершеннолетием» и рекомендовал грекам именно в эти годы вступать в брак. В этом возрасте Иосиф был представлен фараону, Давид стал царём, а Заратустра вышел на проповедь. Разве могли наши евангелисты-мифотворцы приписать своему герою какой-то другой возраст? И разве мы настолько глупы, чтобы принять его за чистую монету?

А если не 30, то сколько?

Прямо реальный возраст Иисуса, вроде бы, нигде не назван. Правда, в «Евангелии от Иоанна» есть два фрагмента, которые могут нам помочь.

Первый. Иисус предлагает набожным иудеям разрушить Иерусалимский храм и обещает его восстановить за три дня. Те возмущаются и напоминают нахалу, что работы по его возведению продолжались 46 лет.

Это очень интересная, но… совершенно бесполезная для нас информация. Потому что мы не знаем подлинный год рождения Иисуса. Если бы датировка, положенная в основу нашего летоисчисления, заслуживала доверия, всё было бы просто. Иосиф Флавий в «Иудейской войне» сообщает, что строительные работы начались на 15-й год правления Ирода Великого, что соответствует 22-му году до н.э. Дальше – арифметика: 46-22=24.

Но вот проходит совсем немного времени, и наш «24-летний юноша» в том же Иерусалимском храме заявляет, что виделся с праотцем Авраамом.

«Тебе нет еще пятидесяти лет, и ты видел Авраама?» - поражены его оппоненты. И нам тоже есть над, чем поразмыслить…

Представьте, что перед вами предельно ненавистный для вас субъект. Вы хотите побольнее его уколоть – сказать что-то типа «да у тебя, сопляк, еще молоко на губах не обсохло!»
Думаю, 24-летнего парня вы бы примерно так и уязвили. А тридцатилетнего?

«Тебе нет еще пятидесяти лет»?
Нет, конечно! Даже «тебе нет еще сорока лет» - не то.

«Тебе тридцать-то исполнилось, умник? Или еще нет?»
Вот! Совсем другое дело!

Но Иисусу раздраженные иудеи бросили именно «Тебе нет еще пятидесяти лет!» А сколько ему есть?

Думаю, не меньше 45-ти. Но и не намного больше. (Если бы на вид ему было «почти пятьдесят», иудеи бы сказали «не старше пятидесяти».)

А теперь давайте вернёмся к нашему первому эпизоду. И добавим к нему контекст.

То была первая встреча Иисуса с иудейскими авторитетами в Иерусалимском храме. Началась она с ругани и драки – Иисус кинулся хлестать торговцев бичом, «и у менял рассыпал деньги, и столы опрокинул».

…Тогда ответили Иудеи и сказали Ему: какое знамение можешь Ты дать нам, что властен так поступать?
Ответил Иисус и сказал им: разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его.
Сказали Ему Иудеи: в сорок шесть лет был построен храм этот, и Ты в три дня воздвигнешь его?
А Он говорил о храме тела Своего. Когда же Он воздвигнут был из мёртвых, вспомнили ученики Его, что Он это говорил…


А потом ученики то, что вспомнили, кому-то пересказали. Тот тоже кому-то пересказал. Или записал. Так этот нервный диалог дошел до автора «Евангелия от Иоанна». В детстве мы эту процедуру называли «испорченный телефон»…

Так о чём же говорил Иисус, которому «нет еще пятидесяти лет» - об архитектурном сооружении или о своём теле? Если о теле, то цифра 46 – точный возраст, названный им самим. А его монолог звучал примерно так: «Чего разорались? Подумаешь храм! Храм моего тела, которое вы хотите растерзать, возводился 46 лет. И он в глазах Создателя значит больше, чем эти камни…»

Я не сомневаюсь в том, что так и было!

И, в качестве бонуса, очень личное. Я очень хорошо помню себя в 30 лет. А в будущем году мне исполнится как раз 46. Могу сравнивать… Так вот, в «тридцатилетнего Иисуса» я не верю. Другое поведение, другие эмоции, другие реакции – всё другое. Ровесники подтвердят...

Теперь о внешности.

Иконы и западноевропейская живопись – это то, каким Иисуса хотят видеть христианские проповедники и их паства. Подобрав для своего героя идеальный возраст, они добавили к нему еще и идеальную внешность. Возобладала концепция Иеронима, Августина и Фомы Аквинского: воплощенный Бог просто обязан быть невероятно прекрасным!

Но так было не всегда. Сохранились довольно любопытные полемические произведения второго века, в которых обсуждалась внешность Иисуса. Разумеется, их авторы сами его не видели. Но их представления на этот счёт возникли явно не на пустом месте.

Самый известный критик христианства Цельс считал, что внешность Иисуса – неотразимый аргумент, исключающий его божественное происхождение. Ссылаясь на «людскую молву», Цельс утверждал, что Иисус был «мизерного роста» и лицо его «вызывало отвращение». Отсюда вывод: если бы божество захотело воплотиться, оно бы нашло оболочку получше.

Выдающийся христианский богослов и апологет Ориген возражает: как раз, наоборот - именно такой несовершенный сосуд больше других подходит для божества, потому что «сила божия в немощи совершается»! При этом с самой «людской молвой» апологет не спорит, де-факто признавая ее справедливость.

Другой выдающийся христианский апологет II века Тертуллиан в пылу спора с Маркионом заявил, что непритязательная внешность Иисуса – своего рода, «военная хитрость». Если бы Иисус был прекрасен, его бы не стали бить и плевать ему в лицо. А без этого бы не состоялось спасения человечества...

Очевидно, что «оборонительная аргументация» нелегко даётся христианским апологетам. Им не пришлось бы лезть из кожи вон, если бы на Востоке «некрасивый Иисус» не считался чем-то, само собой разумеющимся. Чуть позже на Западе местные богословы уже могли себе ни в чем не отказывать – и в их руках Иисус быстро превратился в красавчика.

А каким он был на самом деле?

Если согласиться с нашими выводами о возрасте, то красота Иисуса поблекнет сразу на 16 лет. А это, почти наверняка, седина и, возможно, даже лысина.

Добавьте к этому «поцелуй Иуды», без которого в свете факелов Иисуса нельзя было отличить от простых галилейских рыбаков.

И, наконец,  вспомните о том, как быстро он умер на кресте (даже голени перебивать не пришлось).

Если собрать все пазлы, у нас получится немолодой, невысокий человек, имеющий вполне заурядную внешность и слабое здоровье.

Осталось выяснить: откуда он взялся?..

Продолжение следует
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments