Владимир Голышев (golishev) wrote,
Владимир Голышев
golishev

Category:

PERSONAL JESUS: Based On A True Story (5)

Продолжение. Начало здесь, здесь, здесь и здесь.

Известно, что в миссионерских версиях «Галилейского Евангелия» Иисус и его семья «прописаны» в городе Назарете. Самого Иисуса евангелисты постоянно называют «Иисус из Назарета» или «Назарянин», а иногда «Назорей». В частности, согласно «Иерусалимскому Евангелию», издевательская надпись, сделанная по приказу Понтия Пилата на кресте, гласила: «Иисус Назорей – Царь Иудейский». Предполагается, что «Назарянин» и «Назорей» - две версии одного и того же слова… Удивительно, насколько живучим оказалось это нелепое заблуждение!

Начнём с того, что сохранился довольно подробный список населенных пунктов Иудеи, Самарии и Галилеи того времени. И никакого «города Назарета» в нём нет. А вот слово «назорей» (или «назир» - «посвященный Богу») современникам Иисуса было хорошо знакомо.

В древности некоторые ревностные иудеи давали особые обеты – не прикасаться к вину, избегать мест, связанных со смертью и ритуальной нечистотой, не стричь волосы и бороду. Иногда решение принимали родители и тогда маленький мальчик с рождения становился назореем. Согласно Ветхому Завету, такими «назореями от лона матери» были пророк Самуил и силач Самсон. Если назорей нарушал взятые на себя обеты, он должен был остричь свою голову и начать всё сначала.

Иудеи перестали практиковать назорейство задолго до рождения Иисуса. Но память о нём в то время еще теплилась. Только после разрушения Иерусалима о назорействе совсем перестали вспоминать…

В общем, христианские авторы получили в своё распоряжение слово, значение которого было утрачено. В греко-римском мире дополнение к имени почти всегда – указание на место, в котором родился или живёт человек. Евангелисты решили, что слово «Назорей» и еврейские прозвища других героев (Магдалина, Искариот, Аримафейский и пр.) должны иметь такую же «географическую» природу... Так на карте Палестины времен Иисуса появились «города-призраки», главный из которых – мифический Назарет.

А ведь «назореем» Иисуса назвали неслучайно. Это оригинальное прозвище, наверняка, содержит ценную информацию. Нужно просто суметь ее извлечь.

Давайте начнём с самого начала. Вот на берегу Иордана появляется незнакомец. Соблюдает он строгий назорейский устав или нет – неизвестно. А когда к нему приходит первая слава, становится ясно, что Иисус – кто угодно, только не назорей. Он даже шутил по этому поводу:

Пришёл Иоанн, ни ест, ни пьёт; и говорят: «в нём бес».
Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам»…


Между тем, это неподходящее прозвище сопровождает его вплоть до смертного часа. Более того, оно останется на кресте, даже когда самого Иисуса с него снимут! В чем тут подвох?

Мы просто слишком серьёзны! Надо расслабиться и дать волю своему чувству юмора.

Представьте, что вы – палестинский мальчишка. Сидите с приятелями на обочине. А мимо проходит какой-то прикольный чувак. И вы такие ему вслед: «О! Назорей пошел! Гыгы!!! Назорей, назорей, налови для нас курей!»

Что в незнакомце могло вас развеселить?
Конечно, длинные волосы и борода!

В таком контексте «назорей» – всё-равно, что «хиппи лохматый». Человека с лёгким сердцем и весёлыми глазами такое прозвище обидеть не могло. Судя по всему, Иисус его охотно принял – сам себя так называл и других поощрял.

Но нам слово «назорей» пока ничем не помогло. «Изгнав» Иисуса из воображаемого города мы так и не нашли ему замену. Более того, у нас теперь нет никаких оснований считать Иисуса выходцем из Галилеи. (Сцена посещения несуществующего «родного города», понятное дело, ничего не доказывает. Мы к ней еще вернёмся...)

И наши старые знакомые – иерусалимские злопыхатели – тоже мало, чем могут нам помочь. Они, правда, называли Иисуса «галилеянином», но чуть позже он для них уже стал «самарянином». А при таком словоупотреблении, это синонимы: примерно, как для нас «чурка» или «черножопый». Типичное для жителей иудеи проявление ксенофобии.

У их неприязни к северным соседям было две основные причины: религиозная и расовая. Самарян иудеи считали еретиками, а галилеян - недостаточно набожными. Когда при Ироде Великом началось строительство Иерусалимского храма и те, и другие предлагали помощь, но иудейское духовенство ее с призрением отвергло.

Ситуацию усугубляло еще и то, что жители Галилеи и Самарии – потомки переселенцев из Месопотамии, которые заняли эти земли в период вавилонской оккупации. Чтобы пресечь партизанщину захватчики угнали коренных жителей в рабство, а их место заняли ассирийцы, халдеи и другие чужаки, внешне совсем не похожие на евреев. Они смешались с остатками местных жителей и приняли иудаизм. Но природные евреи чужаков единоверцами не признали. В итоге, самаряне нашли способ обходиться без Иерусалимского храма и отмежевались от спесивых соседей, а галилеяне продолжали ходить туда на праздники, стараясь поменьше контактировать с горожанами...

Итак, для «столичных штучек» Иисус – «чурка». При этом, он совершенно точно не самарянин. А в ходе «галилейского турне» - ведёт себя, как типичный турист.

Обстоятельства появления на берегу Иордана позволяют заключить, что Иисус – паломник, прибывший в Иерусалим на празднование Песаха в компании матери и братьев. За всё время повествования мы ни разу не видели людей из его прошлого – друзей детства, соседей, просто знакомых. Единственное объяснение этой странности: его семья не из Палестины. И даже не из Сирии.

Тщательно перебрав все варианты, мы будем вынуждены признать, что наиболее вероятной страной происхождения «чурки» Иисуса является Египет.

Такой выбор только на первый взгляд кажется неожиданным. Достаточно немного привыкнуть к этой мысли, а потом перечитать новозаветные тексты, держа ее в уме, и вы удивитесь тому, насколько удачно она в них вписывается! Может даже показаться, что египетское происхождение Иисуса – «тайное знание», которое само просится наружу, но не может выйти, потому что не комильфо. А где не комильфо - там табу. А где табу – там непреодолимое желание его нарушить. Потому что Египет – это Иосиф и Моисей. А значит, 100500 поводов сослаться на Ветхий Завет – сильнейшее искушение для миссионера-профи! Нельзя не признать, что автор «Евангелия от Матфея» нашел оригинальный выход - «бегство в Египет». Этот компромиссный вариант позволил сохранить за героем корону Давида и вывести его в свет из «правильного места».

В Египте в то время проживала огромная еврейская диаспора. Особенно в Александрии, где перевели на греческий язык Ветхий Завет, а один из самых ярких и глубоких умов того времени Филон удачно вписал в иудаизм Логос - ключевое понятие из греческой философии.

Можно копнуть глубже, и тогда мы обнаружим древнеегипетское единобожие и гимны Атону, поразительно созвучные, например, молитве «Отче наш»…

Думаю, на этом лучше остановиться, чтобы окончательно не завязнуть в этой «научно-популярной трясине». Того, что мы уже знаем, достаточно, чтобы признать очевидное: Египет идеально подходит нашему «чурке», учение которого нестерпимо для одних, непонятно для других и неотразимо для третьих.

В заключении сошлюсь на единственный источник, в котором прямо говорится о том, что Иисус – египтянин. Я имею в виду Талмуд. Особой древностью он не отличается - самые ранние разделы Талмуда были написаны уже в эпоху Вселенских соборов, когда антисемитизм стал частью церковной доктрины и руководством к действию. Неудивительно, что в Талмуде собраны исключительно обидные для христиан сплетни. Например, такая: «Бен Стада [т.е. Иисус] вывез магию из Египта в царапинах на теле». И в другом месте: «Иисус назарянин занимался чародейством и свёл Израиль с пути».

Сами по себе эти довольно поздние записи ничего не значат. Пусть даже они отражают устную традицию, уходящую корнями в первый век, как принято думать. Но в контексте всего остального, эти еврейские колкости добавляют в нашу картину крайне любопытные и весьма красноречивые штрихи…

А теперь давайте вернёмся на берег Иордана – к обескураженному Иоанну, который первый раз в жизни встретил человека, которому не в чем каяться…

Продолжение следует
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments