Владимир Голышев (golishev) wrote,
Владимир Голышев
golishev

Category:

PERSONAL JESUS: Based On A True Story (11)

Продолжение.
Начало: (1), (2), (3), (4), (5), (6) ,(7), (8), (9), (10)
https://pp.vk.me/c629117/v629117879/11403/zUbmjVxz5Kc.jpg
«Географический кретинизм» евангелистов сам по себе - лучшее доказательство того, что они никогда не были в Палестине. И карты у них под рукой не было. А у нас есть! Поэтому, прежде, чем сменить локацию, мы имеем возможность получить массу информации о месте, в которое идут наши герои, и о том, что им там предстоит увидеть.



Не секрет, что Мёртвое море и впадающая в него река Иордан находятся ниже уровня мирового океана. А Иерусалим – выше. Причём намного. Нетрудно догадаться, что идти к Иордану – легко, а возвращаться в Иерусалим – трудно. Усадьба отца Иуды в Вифании находится на одном уровне с Иерусалимом у подножья Елеонской (то есть, Масляной или Масличной) горы - буквально в двух шагах от города.



На карте очень просто найти все, что, так или иначе, связано с пребыванием Иисуса в Иудеи. В первую очередь, «город в городе» - Иерусалимский храм. Потом - возвышающуюся над ним гору. Ее северо-западная часть до сих пор называется Маленькая Галилея, потому что именно здесь останавливались паломники из тех краёв. Мы уже говорили о том, что надменные иерусалимляне относились к ним примерно также, как «чистая публика» с Патриарших прудов относится к выходцам с московских окраин. Созданная осевшими в этом месте галилеянами сеть гостиниц  позволяла их землякам видеть из окон величественную панораму Иерусалимского храма и, при этом, чувствовать себя, как дома.

Именно здесь должен в этот момент находиться Симон, еще не подозревающий, что вот-вот станет Петром. А где-то недалеко от него – невеста и будущая тёща.

А если спустится с горки в сторону храма, попадаешь в Гефсиманский сад. Евангелисты не сообщают о том, кто его владелец. Известно только, что сад был обнесён стеной, и что в нём имелось «точило» - необходимое оборудование для производства вина.

Вся Иудея, так или иначе, зарабатывала на паломниках: предоставляя им койко-места, снабжая продовольствием и товарами повседневного спроса, сдавая в аренду вьючных животных. Кто-то подрабатывал проводником, экскурсоводом, консультантом или подворовывал. Больше всех зарабатывали несколько садуккейских семейств, представители которых делили между собой огромное и сверхприбыльное храмовое хозяйство. Владелец такого ценного объекта, как Гефсиманский сад тоже должен был принадлежать к самой верхушке иудейской аристократии. (Чуть позже мы скажем: кто бы это мог быть.)



У самых стен сада находится дорога, по которой огромные толпы паломников направляются к храму. Именно в таких местах римляне устраивали показательные казни для политических преступников. Ведь главная задача распятия - не заставить преступника мучиться, а запугать невольных свидетелей его страданий. Чем больше прохожих его видят, тем сильнее эффект.

В этом же месте приводили в исполнение приговоры, вынесенные синедрионом – побивали камнями или сбрасывали с храмовой стены в ущелье Кедрон. Археологи нашли там множество захоронений…

А теперь давайте вернёмся к трём путникам, которые под палящим солнцем карабкаются вверх – туда, где уже виднеется Вифания.

Думаю, все трое чувствовали себя немного неловко. За Иисуса не поручусь, но Иуда и Иаков – точно. Слишком разные люди – «отставной ОМОНовец из Ингушетии», и «золотая молодежь из Барвихи». Причём, их готовность следовать за Иисусом – лишь производная от их веры в непогрешимость Окунателя. Сам по себе непритязательный чужестранец еще ничем себя не проявил.

Мы не знаем, с каким чувством Иуда представлял своих новых знакомых отцу, брату и сестрам. И какими глазами они на них смотрели. Зато мы точно знаем, что Иаков вскоре побежал с вытаращенными глазами к Симону, вытолкал брата из гостиничного номера и потащил навстречу его судьбе.

Трудно поверить в то, что метаморфоза случилась с Иаковом по дороге – когда трое мужчин, больше пыхтели и отдувались на солнцепёке, чем разговаривали. Очевидно, причина находится в Вифании.

Что же такого Иисус сделал? Ничего особенного. Просто чудо…

Первая глава «Евангелия от Марка» заканчивается сценой исцеления прокаженного. События у этого автора развиваются с головокружительной скоростью – Иисус к этому моменту уже успел:
- окунуться в Иордан, увидеть голубя и услышать голос с неба,
- сорок дней обламывать рога диаволу в пустыне, повстречаться там со зверями и ангелами,
- телепортироваться в Галилею,
- отвадить от рыбной ловли Симона, Андрея и сыновей Заведея,
- дебютировать в капернаумской синагоге,
- заткнуть рот чересчур разговорчивому бесу,
- поднять на ноги симонову тёщу,
- исцелить «весь город»,
- немного помедитировать в пустыни,
- сделать всё тоже самое уже «по всей Галилее».

И вот тут, наконец…

...Приходит к нему прокаженный и на коленях просит Его: если Ты хочешь, можешь меня очистить.
И сжалившись он протянул руку Свою, коснулся его и говорит ему: хочу, очистись.
И тотчас прошла с него проказа, и он очистился.
И строго выговорив ему Он тотчас отослал его
и говорит ему: смотри никому ничего не говори, но иди, покажись священнику и принеси за очищение твоё, что повелел Моисей, во свидетельство им.


После этой неожиданной заминки автор вздрогнул и… поскакал в прежнем немыслимом темпе («И собрались многие, так, что и у двери уже не было места, и Он говорил им слово» и т.д.).

Возникает вопрос: что это только что было? Правильный ответ: врезка. В руки одного из редакторов попала история исцеления прокаженного. Он особенно не парился – сунул в первое же место, которое показалось ему подходящим. Обычное дело для «Священного Писания»!

Между тем, история интересная. Особенно, если учесть, что в том же «Евангелии от Марка» (ближе к концу)  читаем:

И когда был он в Вифании в доме Симона прокаженного, и возлежал, и пришла женщина с алебастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного…

Дальше можно не читать. Потому что мы с вами знаем гораздо больше "Марка" – как минимум: имя «женщины» (Мария) и рыночную стоимость содержимого «алебастрового сосуда» (около 300 динариев). Тем не менее, низкий ему поклон за «Симона прокаженного»! Теперь понятно, чем так дорог Иисус домочадцам Иуды, и почему Иаков побежал за братом в Малую Галилею.

Последние точки над «и» расставляет совсем уж экзотичный документ, известный науке, как «второй папирус Эджертона». Нашли его там же, где и «Евангелие от Фомы» - в Египте. В научный оборот ввели в 1934 году. Состоит он из четырёх фрагментов, один из которых состоит из одной буквы. Нас интересует второй:

И [во]т, подош[ел к нему] прокаженный, говоря: «Учитель Иисус, ты странствуешь с прокажен[ными] и еш[ь с ними] в гостинице; и я также стра[даю проказой]. Если [хочешь], я буду очищен». И Господь сразу [ответил ему]: «[Х]очу: очистись». [И сразу же] сошл[а с него про]каза. И [сказал] к нему Иисус: «Иди, покажись [священникам] и принеси жертву за [очищение], как заповедано Моис[еем, и] больше не греши».

Благодаря этому драгоценному папирусу (который хочется расцеловать во все его трещинки) мы получили абсолютно полную и непротиворечивую картину исцеления. Плюс исчерпывающий портрет главы семейства.

Не знаю, как вы, а я вижу «иудейского Обломова», рядом с которым обязательно должен находиться свой «Штольц»! Скорее всего, Симон - вдовец. Души не чает в детях. Его любимица, наверняка, Мария. А резкий Иуда, похоже, отца немного презирает и считает «рохлей». Нагоняй Марии за пролитое миро – явное указание на дефицит отцовской жесткости, который ретивый наследник тщится восполнить…

Под «проказой» здесь, очевидно, подразумевается какое-то хроническое кожное заболевание, не поддающееся лечению. Например, экзема или псориаз. В противном случае, совершенно непонятно заявление Симона о том, что Иисус мог видеть следы его болезни на телах постояльцев гостиниц. Больных лепрой или изолировали от людей в пустынном месте или просто убивали (а тела – сжигали). В гостинице такого не увидишь.

С другой стороны, монолог Симона подтверждает нашу версию о том, что Иисус выглядел, как чужестранец – «транзитный пассажир» для этих мест. Еще интереснее уверенность Симона в том, что гость способен его исцелить. Думаю, тут сработали сразу три фактора:
1) отчаянье больного, который был готов хвататься за любую соломинку, поверить во что угодно;
2) экзотическая внешность, возможно приправленная «египетским мифом» (Египет пользовался славой "страны чудес" и "сильной магии"; на современного человека примерно также действует миф о всесилии китайской или тибетской медицины);
3) авторитет Окунателя, лично признавшего Иисуса "особым человеком".

В общем, налицо все условия для «эффекта плацебо». Не хватает только символического жеста, который станет спусковым крючком.

«Если хочешь…», - шепчет бедолага в исступлении.
«Хочу», - уверено говорит Иисус и касается рукой пораженного участка кожи…

Черт возьми! Я тоже хочу, чтобы у этого доброго человека было всё благополучно! Почему Иисус не должен этого хотеть? Он искренне, от всего сердца пожелал ему исцеления. Этого оказалось достаточно.

Почему у него получилось, а у других нет?

Во-первых, мы говорим о конкретном Симоне, а не об абстрактном больном. Иисус – не медик. Симон – не его пациент. Была конкретная жизненная ситуация. Иисус пожелал человеку добра и принял всерьёз его веру в себя. «Если он верит, что я могу ему помочь, значит, так и есть». И с детской серьёзностью сказал: «ХОЧУ!!! ОЧИСТИСЬ!!!».

Вспомните нарисованный нами портрет. Некрасив и тонок. Полюбивший только сумрак рощ. Лист опавший. Колдовской ребенок, словом останавливавший дождь.

Когда Иисус говорит о том, что вера двигает горами, и предлагает уподобиться детям - это не красивый треп, а вполне конкретная инструкция. Он просто познал себя и понял, что взрослость – не приобретение, а утрата. Может ли степенный джентльмен крикнуть с абсолютной детской верой «ХОЧУ!!! ОЧИСТИСЬ!!!». И даже не смотреть на кожу, которой только что коснулся. А зачем? Разве она могла не очиститься, если я, колдовской ребенок, велел ей это сделать?

Можно назвать это чудом. Или самовнушением. Можно сказать, что блаженный чудак своей дикой выходкой невольно запустил в организме Симона процесс самоочищения. Не важно, как мы это назовём. Важно то, что перед нами не целитель, а взрослый человек с душей и поведением ребенка. Это, конечно, упрощение. Но любая другая краткая характеристика Иисуса будет гораздо дальше от истины, чем эта. Не верите? Тогда попробуйте назвать его «праведником» или «мудрецом»…

Что же касается «массовых исцелений» в Галилее, то они - свидетельство массового психоза на почве слухов о «сильном целителе из самого Иерусалима» (или еще ядрёней – «…из Египта»). Описанные евангелистом толпы – это те, кто жаждал исцеления. Те, кто его получил - перечислены по пальцам. Причем некоторые перечислены по два раза. А женщина, страдавшая кровотечениями обошлась без участия Иисуса. Потрогала втихаря его одежду и ушла домой здоровая.

Евангелисты изо всех сил пытаются выдать Иисуса за уникального чудотворца, справедливо полагая, что в греко-римском мире магические навыки в чести. Но совсем уж врать они не могут, и находят оригинальный выход – «нет пророка в своём отечестве». Мол, всех на свете исцелил! Только земляки в его магические способности не поверили - вот и сидят теперь «как дуры без подарков»! Не будьте такими, как жители Назарета и неверующий Фома! Покупайте и распространяйте облигации трёхпроцентного займа!

Между тем, если сместить акценты с географии на психологию, мы увидим простой, как мясорубка, механизм, который лучше всех описывает вопль отчаянья отца безнадёжно больного юноши: «Верую! Помоги моему неверию!» Только в таких случаях - когда из яйца крайнего отчаянья вылупляется птенец бескрайней веры, Иисус приходится ко двору. Причем, если у «галилейских» авторов исцеления еще похожи на «народную медицину», то в «Евангелии от Иоанна» это всегда эксперимент в духе тантры. В итоге, паралитик тащит матрас в Шаббат, шаблон рвётся, ревнители в шоке. При этом летит под откос и представление о болезнях, как божьем наказании за грехи.

Самое яркое из таких «шоу» - исцеление слепорожденного – начинается с вопроса учеников: «Кто согрешил: он или родители его, чтобы слепым родился?» Иисус в ответ пожимает плечами – да никто не согрешил. Просто нынче суббота, а тут такой жирный повод сыграть с судьбой в орлянку! Тут же из слюней и земли делается грязь, потом накладывается на незрячие глаза. Всё! Теперь просто ждём.

Он пошел и умылся, и пришёл зрячим...

Вуаля!

Ну, а теперь расскажите ему, что делать грязь из слюней в субботу – грех, и что лучше быть слепым по уставу, чем зрячим по беспределу!

…И сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что человек тот грешник.
Он же ответил: грешник ли Он, я не знаю; одно знаю, что слеп был, а теперь вижу…

От века не было слышно, чтобы кто открыл глаза слепорождённому.
Если бы не был Он от Бога, не мог бы творить ничего.
Ответили они и сказали ему: в грехах ты весь родился, и ты учишь нас? И выгнали его вон.


А что им еще оставалось?..

Но вернёмся к первому исцелению. В нем есть еще одна неразгаданная загадка. И в египетском папирусе, и в «Евангелии от Марка» Иисус велит Симону засвидетельствовать чистоту своей кожи у священника и принести жертву, «как заповедано Моисеем». И тут же Иисус настаивает на неразглашении информации о факте исцеления: «Смотри, никому ничего не говори».

Это очевидное противоречие – следствие того, что мы не всё про Симона знаем. Но кое о чём можем догадаться.

Например, о том, что ночная встреча Иисуса с «человеком от фарисеев Никодимом», состоялась явно не в гостинице. Герой этот появится еще дважды: среди первосвещенников и фарисейских вождей и у тела снятого с креста Иисуса. Подробный разговор о нем, у нас впереди, но в том, что их первая встреча состоялась в доме Симона, по-моему, сомневаться не приходится.

Вы, наверное, уже перевели его греческое прозвище, которое небрежный евангелист в очередной раз выдал за еврейское имя? «Ника» - победа, «дим» («демос») – народ. Из всех вариантов трактовки этого прозвища самым убедительным мне кажется, «народный любимец», «покоритель народных сердец». Очень подходящее прозвище для представителя «народнического крыла» фарисейской партии в синедрионе! И, конечно, нам не найти лучшего кандидата в «Штольцы» для нашего прекраснодушного «Обломова».

Как эта вероятная дружба может быть связана с текущим состоянием кожных покровов Симона? Думаю, по административной части. Единственным местом, где состоятельный и амбициозный иудей мог в то время сделать карьеру был Иерусалимский храм. Никодим на этом поприще преуспел и дошел до вершины. Трудно поверить в то, что он не тянул за собой друга так же, как это делал энергичный немец в романе Гончарова.

Симон, судя по всему, находился в самом подходящем возрасте. Имел взрослых детей, которые вполне могли без его участия управлять имением… Когда открылась вакансия, настырный Никодим сразу же забронировал ее для друга. О том, что Симон профнепригоден он не знал.

Дело в том, что синердрион заседал в особом помещении Иерусалимского храма – в Зале Тёсанных Камней. Доступ в такое место подразумевал особую проверку, напоминающую медосмотр. Считалось, что любой явный телесный изъян – свидетельствует о греховности и небогоугодности человека. Остаётся добавить, что «жертва заповеданная Моисеем» - скорее всего, ритуал при вступление в должность, и для нас откроется та бездна отчаяньья, на краю которой в этот момент стоял Симон.

В шахматах это называется цугцванг. Показать священнику язвы на теле – это публичный позор, причём не только для Симона, но и для Никодима. Отказаться от медосмотра и от должности? Пойдут кривотолки, Никодим окажется в неловком положении и потребует у Симона объяснений…

Мягкий слабохарактерний человек, каким, очевидно был Симон, в такой ситуации может дойти и до суицида. С другой стороны, именно крайняя степень отчаянья, возможно, стала залогом симонова спасения, когда он страстно поверил в то, что оно возможно здесь и сейчас…

А тем временем другой Симон находился буквально в двух шагах – в гостинице с красивым названием «Кана». (Так называется сорт тростника, который используют для изготовления ароматических масел.)

Легко понять его нервную реакцию на предложение брата бежать смотреть на какого-то очередного «пророка». Завтра свадьба – столько еще всего сделать нужно, а он опять лезет с какими-то пустяками...

Продолжение следует
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments