Владимир Голышев (golishev) wrote,
Владимир Голышев
golishev

Category:

PERSONAL JESUS: Based On A True Story (16)

Продолжение.
Начало: (1), (2), (3), (4), (5), (6) ,(7), (8), (9), (10), (11),(12), (13), (14), (15)

Со слов евангелиста мы знаем, что Симон прокаженный не выполнил пожелание Иисуса – сразу же проболтался. И мы даже догадываемся кому. Другого объяснения поведения Никодима-Иосифа просто не существует.

Про «коронацию» в водах Иордана, он мог узнать от Иуды. И вот к ней добавилось очевидное и бесспорное чудо. А потом еще и дикая выходка во дворе храма... Неудивительно, что у «начальника Иудейского» накопились вопросы.

Евангелист рассказывает только о двух краткосрочных визитах Иисуса в Кану Галилейскую. Значит, постоянно он находился не в гостинице, а в доме своей нареченной матери и брата – в Вифании. Там его и застал Никодим-Иосиф.

К сожалению, отчёт об их встрече безнадёжно испорчен автором «Евангелия от Иоанна». Этот оригинальный богослов с ярким и очень узнаваемым стилем взял за правило щедро делиться с главным героем своими зернистыми мыслями, хлёсткими эпитетами и забористыми афоризмами. Момент, когда подлинные слова Иисуса окончательно тонут в фонтане авторского красноречия, отследить довольно трудно. Приходится полагаться на свою интуицию и верить - только себе…

Я не случайно назвал своё исследование PERSONAL JESUS. Вопиющее несовершенство источников ставит каждого из нас перед дилеммой: принять чужого Иисуса или найти своего. Потому что никакого «Иисуса вообще», «Иисуса объективного» не существует. И прихожане традиционных церквей, и евангельские христиане в равной степени довольствуются чужим Иисусом. И еще большой вопрос: какой из чужих Иисусов хуже – сказочный принц из церковного придания или Логос (он же  Пастырь Добрый, он же Хлеб Жизни, он же Истинная Виноградная Лоза, он же Дверь Овцам и т.д. и т.п.) из «Евангелия от Иоанна».

Неудивительно, что самое популярное решение сегодня – удалить всё это нахрен из своей головы и из своей жизни. Вместо обедни – барбекю, вместо падре – психоаналитик. И так далее. Думаю, в этом решении нет ничего неправильного. Я лишь предлагаю сделать еще один шаг в том же направлении – перейти от пассивного отрицания к активному.

Дело в том, что московский патриарх, римский папа или злые клоуны из «библейского пояса Америки», вытесненные в «христианское гетто», де-факто загнали всех остальных в другое гетто . Это свойство любого забора – делить пространство на две одинаково несвободные части. Признавая за носителями «консервативных ценностей» право распоряжаться Иисусом по своему усмотрению, мы уступаем им часть нашего жизненного пространства, а значит, тоже оказываемся в клетке. Более просторной, да. Но что это меняет?

Настоящая свобода – это отсутствие забора. Но сломать его и присвоить Иисуса себе можно, только если он тебе, действительно, нужен. А чтобы понять: нужен он тебе или нет, надо его сначала найти - такого, которого хочется прижать к сердцу и никому не отдавать. Собственно, этим мы сейчас и занимаемся…

Всё это надо обязательно проговорить, потому что в разговоре с Никодимом-Иосифом мы впервые сталкиваемся с тем, что можно назвать «учением Иисуса». И это всё меняет!

Если в наших рассуждениях о героях и событиях мы опирались на какую-то объективную информацию – чертили карты, переводили с греческого и арамейского, цитировали игривые песни и строгие папирусы – то в разговоре об учении Иисуса никто никому ничего никогда не сможет доказать.

И наоборот - в этих чудо-текстах можно найти цитату-подтверждение для чего угодно! Особенно если к евангелиям добавить послания апостола Павла, оправдывавшего рабство, «патриархальные ценности» и безропотное подчинение любому начальству. А если присовокупить Ветхий Завет (особенно книги Левит и Второзаконие), то можно, вообще, ни в чем себе не отказывать!

Попытки выдать свои сексуальные извращения и психические отклонения за «волю Божию», конечно, отвратительны, но что мы можем предложить взамен?

Ничего. Нам просто интересно разгадывать этот ребус, который пролежал на полке нетронутым почти две тысячи лет. А когда начинаешь ломать над ним голову, неизбежно попадаешь под обаяние личности Иисуса. И всё меняется...

«Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных.

И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие—то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято.

Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпа<ти>чнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной.»

Конечно, Достоевский про своего "личного Иисуса"  говорит довольно путано, но в этой путанности больше правды, чем в догматах семи вселенских соборов и энцикликах всех римских пап.

Я тоже не буду стесняться путанности того, что только что только что сказал. Просто вернусь на прежнее место – будто никуда не уходил. И просто продолжу.

…Разговор с Никодимом – это типичный для автора «Евангелия от Иоанна» микст из двух основных компонентов: сначала Иисус говорит что-то необычное, потом вздрагивает, глаза его наливаются оловом, и… начинается партсобрание.

И как Моисей вознёс змею в пустыне, так должен вознесён быть Сын Человеческий,
чтобы каждый верующий в него имел жизнь вечную.
Ибо так возлюбил Бог мир, что дал Сына Единородного, чтобы каждый верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо…


И так далее. Как товарищ Сталин – о себе в третьем лице. Диким зубодробительным канцеляритом. На одной ноте. Бу-бу-бу-бу-бу.

И такая дребедень – каждый раз, когда Иисус открывает рот. Одно и тоже. И опять и слова.

Автор «Евангелия от Иоанна», наряду с апостолом Павлом – основной поставщик бетона для уродливого небоскрёба христианской догматики. Именно с его лёгкой руки (с перепонками между пальцев) вместо Иисуса мы имеем Логос в латексе, родитель которого души не чает в BDSM.

И что нас со всем этим делать? Как отличить настоящего Иисуса от ряженного Логоса?

Да, никак! Как Бог на душу положит – вот как! Никаких объективных критериев не существует. Какой Иисус сложился в сознании читателя, таким будет и восприятие текста.

Если читатель - поклонник «семейных ценностей» он «не увидит» трижды повторённую сцену отречения от матери и братьев. Зато он точно знает, что для Христа страшнее гея зверя нет.

А для меня не существует бесконечных выступлений товарища Сталина на слёте механизаторов. Я их много раз читал, знаю почти наизусть и теперь просто пропускаю. Потому что мой PERSONAL JESUS совершенно точно этих телег не прогонял. У моего рот иначе пошит – из него такое не вылезет.

Совсем другое дело, несколько фраз Иисуса в самом начале разговора, которые удивили и озадачили его собеседника. Иисус рассказывает об условиях перехода человека из его текущего состояния в состояние блаженства («Царствие Божие»). Для этого, говорит он, надо заново родиться – от воды и Духа.

В этих словах изложена самая суть учения Иисуса, которое можно сравнить, пожалуй, с тантрой. То, что у него получилось - это, своего рода, «путь левой руки для иудаизма».

Родиться от воды – не просто «не грешить», а изменить свою природу так, что грех становится невозможен.
Родиться от Духа – отказаться от рационального мышления в пользу наития, куража, вдохновения.
Оба «рождения» идут «пакетом».  Одно без другого невозможно.
(Иисус много раз возвращался к этим базовым вещам. Когда мы закончим разбирать сюжет и обратимся к его учению, поговорим об этом подробнее.)

Говорит ему Никодим: как человек может родиться, будучи стар? Может ли он вторично войти в утробу матери своей и родиться?

Год спустя он пустил под откос всё, чего добился в жизни, ради того, чтобы получить мёртвое тело своего нынешнего собеседника. Или это уже был не "начальник Иудейский", а совсем другой человек? Новорождённый…

Продолжение следует.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments