Владимир Голышев (golishev) wrote,
Владимир Голышев
golishev

Category:

PERSONAL JESUS: Based On A True Story (22)

Продолжение.
Начало: (1), (2), (3), (4), (5), (6) ,(7), (8), (9), (10),
(11),(12), (13), (14), (15), (16), (17), (18), (19), (20), (21)
http://s5.pikabu.ru/post_img/big/2015/10/04/11/1443982865_99158784.jpg
Если «Евангелие от Марка» (и две его расширенные вариации) можно назвать «евангелием учеников», то «Евангелие от Иоанна» - «евангелие братьев». Конечно, все эти тексты были написаны достаточно поздно. Авторы решали богословско-миссионерские, а не исследовательские задачи и работали с материалами далеко не первой свежести. Но сами эти материалы - очень разные.

Если для учеников «галилейское турне» - основная часть повествования, то для братьев – маловразумительный зигзаг на пути Иисуса, который не принёс ему ничего, кроме разочарований. Тем удивительнее полное совпадение описания «чуда насыщения пятью хлебами» у всех авторов!

"Насыщение хлебами" -  самое странное из «чудес», с которым, вообще, непонятно что делать. Превращение одной жидкости в другую в закрытом сосуде – это нормально. Исцеление от недуга или даже воскрешение мёртвого – тоже. Но «размножающиеся лепешки» в руках бестолковых апостолов, вообще, ни в какие ворота не лезут! Нет никаких сомнений в том, что эпизод этот должен иметь простое рациональное объяснение. Но мы его - увы! - его не знаем и, глядя в книгу, продолжаем видеть фигу…

Примерно также я в своё время ломал голову над «превращением» воды в вино. Понятно, что это не «химический фокус». Тогда что? И тут я подумал о гипнозе.

В конце 70-х в сочинском цирке я еще ребенком видел выступление гипнотизёра. Добровольцы на моих глазах пили простую воду из стакана, но вели себя так, будто там была водка, шумно выдыхали, нюхали рукав, пьянели… Не мог ли Иисус закамуфлировать под тост гипнотические формулы, после произнесения которых гости стали принимать обычную воду за прекрасное вино?

Я даже придумал эффектную сцену…

Иисус же у нас назорей (я в то время понимал это слово буквально) – значит, принципиальный аскет-трезвенник.  А тут он вместе со всеми поднимает стаканчик с вином и отпивает из него. На всё это с удивлением смотрит Мария Магдалина (сама она не пьёт – только наблюдает за другими). Потом подсаживается к нему и с игривым упрёком кивает на стакан – мол, «ай-ай-ай, назорей!». Тогда Иисус молча стакан наклоняет, и… Нет! Лучше не так! Иисус выходит по нужде. Мария садится на его место, украдкой отпивает из его стакана, а там – вода!

Какие-то такие варианты.

Как драматурга они меня, в общем-то, устраивали. Был только один минус: я знал, что всё это - лишь игра ума. Согласиться на неё – значит, так никогда и не узнать правду. Я отказался, и… тут же наткнулся на очерк о традициях еврейского свадебного застолья, который расставил все точки над «и».

Для «чуда насыщения хлебами» у меня тоже была своя «художественная версия».

В тот момент я еще не разобрался с причинами перехода Иисуса из Иудеи в Галилею (больной ребенок Хузы). Но некоторые вещи были понятны еще тогда: что "чудо" состоялось в самом начале «галилейского турне», что среди апостолов находилась Мария и что место действия – недалеко от новой галилейской столицы Тивериады.

Действие у меня развивалось одновременно в двух локациях – a и b.
Начало:
а) Иисус в окружении апостолов смотрит с горы на паству, как полководец на армию,
b) скромно одетая Мария на тивириадском рынке покупает для апостолов лепёшки.

a) Иисус видит, что люди голодны и спрашивает у апостолов про запасы провизии. Те отвечают, что ничего нет. Мария уже пошла за едой, но купит она только для своих. У нее и денег таких нет, чтобы накормить такую араву, и возможности доставить такой огромный груз …

b) Тем временем, Марию, покупающую лепёшки окликает шикарная дама на носилках. Убедившись, что не обозналась, она спрыгивает и с подростковой резвостью бежит к ней обниматься. Это Иоанна – жена Хузы, подруга детства Марии…

a) Кто-то из апостолов в шутку возражает: еда, в общем-то, есть – нашелся пацан, готовый отдать в общий котёл аж 5 ячменных лепешек и 2 рыбки! Все ржут (особенно братья Воанегес). Апостолы собираются кидать жребий – кому же достанутся эти «деликатесы», а кто останется голодным. Всеобщее веселие пресекает Иисус: «Всё раздать людям». Апостолы застывают с открытыми ртами…

b) На тивериадской вилле Иоанны царит гламур. Разодетые в шелка Иоанна и подруги (тоже жены придворных и будущие «мироносицы»), как заворожённые слушают рассказы Марии про «Иисуса-суперстар» и огромную толпу фанатов, которые «невзирая на жару и голод…» Тут Мария спохватывается: «Блин! Я же сюда за едой пришла! Они ж голодные там!» Вскакивает.  Барышни тоже вскакивают. «Мы с тобой!». Иоанна скептически смотрит на котомку Марии: «Ну, ты, мать, даёшь! Брось. Не позорься…»

a) Обалдевшие от выходки Иисуса сердитые апостолы стоят перед людьми, которые расселись на пять больших групп – каждому апостолу по одной. В руках у них по лепёшке. Апостолы попеременно смотрят на маленький хлеб и на огромную толпу, которую должны накормить. «Ну?» - требовательно вскрикивает Иисус. Апостолы, чертыхаясь, ломают хлеб. Микроскопические осколки сухой лепёшки получают первые страждущие. У них тоже злые лица. Такое «угощение» они воспринимают, как глумление. Слышен недовольный ропот. Кто-то уже встаёт с земли и медленно направляется в сторону Иисуса, сжав кулаки. Чья-то рука уже тянется за камнем… В этот момент слышен далёкий радостный крик. Все смотрят на гору, откуда он раздался. А там – а там стайка шикарно одетых женщин и целый караван осликов, груженных лепешками и прочей снедью. Одна из женщин треплет мальчика-погонщика по щеке и щедро расплачивается золотом и за еду, и за осликов…

Красиво?

Мне тоже моё «чудо» понравилось. Прям жалко было его выбрасывать на помойку, когда в статье Льва Толстого «В чем моя вера?» я наткнулся на это:

…Учение Христа о труде и плодах его выражено в рассказе о насыщении 5 и 7 тысяч двумя рыбами и пятью хлебами. Человечество  будет иметь высшее доступное ему благо на земле, когда люди не будут стараться поглотить и потребить все каждый для себя, но когда они будут делать как научил их Христос на берегу моря.
Надо было накормить тысячи людей. Ученик Христа сказал ему, что видел у одного человека несколько рыб; у учеников тоже было несколько хлебов. Иисус понял, что у людей, пришедших издалека, у некоторых есть с собой пища, а у некоторых нет.

(То, что у многих были с собой запасы, доказывает уже то, что во всех четырех Евангелиях сказано, что по  окончании еды остатки собраны в 12 корзин. Если бы ни у кого, кроме как у мальчика, ничего не было, то и не могло бы быть 12 корзин в поле.)

Если бы Христос не сделал того, что он сделал, то есть чудо насыщения тысячи народа пятью хлебами, то было бы то, что происходит теперь в мире. Те, у которых были запасы, съели бы то, что у них было, съели бы все через силу даже, чтобы ничего не оставалось. Скупые, может быть, унесли бы домой свои остатки. Те, у которых ничего не было, остались бы голодными, с злобной завистью смотрели бы на ядущих, а может быть, некоторые из них утащили бы у запасливых, и произошли бы ссоры и драки, и одни пошли бы домой пресыщенные, другие - голодные  и сердитые; было бы то же самое, что происходит в нашей жизни.

Но Христос знал, что он хотел сделать (как и сказано в Евангелии), он велел всем сесть кругом и научил учеников предлагать другим то, что у них было, и говорить другим, чтобы они делали то же. И тогда вышло то, что когда все те, у которых были запасы, сделали то же, что ученики Христа, то есть свое предлагали другим, то все ели в меру, и когда обошли круг, то досталось и тем, которые не ели сначала. И все насытились, и осталось еще много хлеба, так много, что собрали 12 корзин.

Христос учит людей, что так  сознательно они должны поступать в жизни потому, что таков закон человека и всего человечества. Труд есть необходимое условие жизни человека. И труд же дает благо человеку. И потому удержание от других людей плодов своего или чужого труда препятствует благу человека.

Отдавание своего труда другим содействует благу человека…

Нужно быть Львом Толстым, чтобы разгадать один из самых трудных «евангельских ребусов» с таким зверским видом, будто это всего лишь риторический приём! Между тем, вздорный старик не оставил камня на камне от того, что я тут насочинял. И всё-всё нам объяснил.

К тому, что он сказал, я могу добавить только параметры коробов, о которых говорят евангелисты. Тут всё, как с водоносами.

Почему эти простые слова нам кажутся не тем, что они есть на самом деле? Какой гипнотизер заставил нас видеть в водоносах огромные неподъемные сосуды и убедил в том, что «короб» - гигантское сооружение вмещающие чуть ли не кубометр? Очевидно же, что речь идет об аналоге «коробки для ланча»!

Мне понадобилось «два клика», чтобы получить примерные размеры плетёной корзинки, которую евангелисты называют «коробом»: 30 см - диаметр, 10 см - глубина. 5 ячменных хлебов и две рыбки, которые предложил взрослым дядям мальчик - типичное содержимое такого короба.

«Куски», которыми были наполнены 12 коробов – это менее вкусные и более жесткие края лепёшки (как у пиццы). Численность скорее всего завышена. Но такое незначительное количество объедков выглядит вполне нормально и для толпы в десять раз меньше заявленной цифры… Вроде бы, больше добавить к этому нечего...

Толстовская версия расставила всё по своим местам. Иисус, заставивший богачей делиться своими запасами, автоматически становился кумиром галилейской голытьбы. Для местного антиримского сопротивления (зилотов и сикариев) такой человек был находкой. С такими способностями ему прямая дорога в «цари», как Емельяну Пугачеву – в «анператоры» (он, как известно, называл себя «Петром Третьим» и писал Екатерине строгие письма, как своей «непослушной жене»). Лидер, способный увлечь за собой массы – ровно то, чего галилейским заговорщикам не хватало!  И ровно то, что Иисусу было совершенно не нужно.

Помните, заведомую фальшивку в «Евангелии от Матфея», на которую обычно ссылаются, чтобы обосновать право Петра считаться «первоверховным апостолом»?

Иисус спрашивает учеников: «За кого почитают меня люди?» Ученики отвечают. «А вы за кого меня почитаете?»

И ответил Симон Пётр, Ты Христос, Сын Бога Живого.

Если верить «Матфею», Иисусу этот ответ так понравился, что Пётр тут же стал:
- «блаженным» собеседником Небесного Отца,
- камнем, на котором Иисус создаст свою церковь («врата ада не одолеют»),
- ключарём Царствия Небесного
и прочая, прочая, прочая.

А вот что написано в первоисточнике, из которого автор «Евангелия от Матфея» списал эту сцену, дополнив откровенно заказным цветистым вздором:

…И отвечает ему Пётр: Ты – Христос.
И строго наказал им никому не говорить о Нем.


Чувствуете разницу? «Христос» (царь) - страшное слово, которое автоматически превращает Иисуса в политического преступника и создаёт для него огромные риски. И нет ничего удивительного в том, что он просит учеников воздерживаться от таких провокационных разговоров!

Судя по дальнейшему поведению болвана Петра и еврейской мамы братьев Воанергес, они Иисуса не услышали: продолжали видеть в нем вождя грядущего восстания, и без стеснения делили между собой портфели в  «революционном правительстве».

Иисус их надежд не оправдал. То ли дело Бар-Кохба! У него было всё о чем мечтали галилейские отморозки – и «революционное правительство», и «революционная законность». А потом Иерусалим залили потоки еврейской крови. Даже уже и не Иерусалим - а место, на котором этот город когда-то располагался. Там - под развалинами - они все и погибли.

…А теперь давайте отыщем аналогичный фрагмент в «евангелии братьев» («от Иоанна»). Там заявление Петра о том, что Иисус - "Христос" звучит в несколько ином контексте. Сразу после "чуда насыщения хлебами" Иисус якобы выступил в капернаумской синагоге, где предложил слушателям "есть его плоть" и "пить его кровь".

С этого времени многие из учеников Его отстали и больше с ним не ходили.

Здесь явный подлог. «Плоть и кровь» не могли быть причиной разочарования галилеян.
Во-первых, слова эти прозвучали совсем в другое время и в другом месте – в ходе Тайной вечери.
Во-вторых, грекоязычный автор ошибается, если думает, будто в них есть что-то шокирующее для евреев. Он исходит того, что слушатели поняли эти слова буквально. Между тем, «пищеварительные аллегории» - обычное дело в арамейском языке! Галилияне не реже, чем мы с вами «пожирали» глазами возлюбленную или «проглатывали» интересную книгу. И слова «ешьте мою плоть и пейте мою кровь» для них – не более, чем поэтическая форма пожелания «Примите моё учение! Сделайте его частью себя!»

Почему же тогда ученики разбежались? По-моему, ответ очевиден. Иисус наотрез отказался объявлять себя царём. А в другом качестве он был для них неинтересен.

…Тогда сказал Иисус Двенадцати: не хотите ли и вы уйти?
Ответил ему Симон Пётр: Господи, к кому мы пойдём? Ты имеешь слова жизни вечной жизни
и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Святой Божий.


Другими словами: мы поняли твою «маленькую военную хитрость» и, чтобы ты ни говорил, продолжаем считать, что ты планируешь возглавить восстание и стать царём.

Ответил им Иисус: не Я ли вас, Двенадцать избрал? И один из вас – диавол.
По-моему, очевидно, что эта ругань - реакция на упрямство безответственного дурака, который вместе с братьями Воанергес, в итоге, доведёт Иисуса до Голгофы. А если еще вспомнить, что при похожих обстоятельствах Иисус называл Петра «сатаной», то сомнений, вообще, не остаётся.

Один из редакторов «Евангелия от Иоанна» тоже заметил этот «косяк». И в тексте появилась ремарка.

…А говорил он об Иуде, сыне Симона Искариота.

Дальше – понятно…

Вот так, пристыдив тароватых галилеян и заставив их открыть свои короба, Иисус де-факто подписал себе смертный приговор!

Все, что происходило после этого момента можно свести к простой схеме: глупые ученики Иисуса губят, умные братья – спасают…

Продолжение следует.

------------------------------
На фото: Лев Николаевич Толстой, препарирующий труп крестьянки.
(Земская больница Крапивенского уезда, Тульской губернии. Март 1903 года.)
------------------------------
P.S. Вообще-то, это шутка.
Вот оригинал - http://drx.typepad.com/psychotherapyblog/2010/09/vintage-photo-c-1900.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments