Владимир Голышев (golishev) wrote,
Владимир Голышев
golishev

Category:

PERSONAL JESUS: Based On A True Story (31)

Продолжение.
Начало: (1), (2), (3), (4), (5), (6) ,(7), (8), (9), (10),
(11),(12), (13), (14), (15), (16), (17), (18), (19), (20),
(21), (22), (23), (24), (25), (26), (27), (28), (29), (30)
Всё в одном месте - http://golishev.livejournal.com/3038110.html


Иисус попал в западню. Причём устроили ее самые близкие ему люди. Из лучших побуждений.

То, что его не схватили на месте, могло создать иллюзию отсутствия угрозы - и у самого Иисуса, и у его беспечных доброхотов. Но не у Иуды Фомы! Зная его характер, мы можем не сомневаться в том, что он бросился с упрёками на галилеян и… получил жесткий отпор от другого нареченного брата – Иакова-Филиппа-Андрея. Тот ему напомнил, что в Иерихоне Иисус находился в полной безопасности, и что в этом гиблом месте он оказался по милости Иуды Фомы и его чертовой семейки… В итоге, раскол, который Иисус стремился уврачевать, только усилился. И что-то нам подсказывает, что для него это стало еще большим огорчением, чем угроза ареста.

Между тем, положение, в котором оказался Иисус в шахматах называется цугцванг - любой следующий ход вёл его к гибели. Даже повторение трюка с переодеванием.

Как это могло выглядеть сейчас? Апостолы «шумною толпой» отправляются в сторону Иордана, а Иисус партизанскими тропами пробирается в Самарию. Так?

Первая неприятность: Самария так же подчинена римскому наместнику, как и Иудея. А чужак (да еще такой незаурядный, как Иисус!) там – как последний волос на голове Иосифа Кобзона.

Вообще, не надо забывать о том, что римляне – это вам не иродиане. Они веками отрабатывали механизмы подавления бунтов на окраинах. В Палестине у них была огромна сеть осведомителей, наиболее ценные из которых – владельцы постоялых дворов. И в Малой Галилее сексотов было больше, чем в любом другом месте – ведь последний кровавый бунт устроил Иуда Галилеян, а жители этой провинции пользовались репутацией неисправимых бузотеров. Весть о скандальном происшествии наверняка докатилась туда за считанные часы (если не за минуты). Можно не сомневаться в том, что о возвращении Иисуса в гостиницу будет немедленно доложено римской администрации.

Евангелисты, никогда не жившие в Палестине, выдумали «страх иудейский», чтобы хотя бы немного отвлечь читателя от главного страха того времени, страха, который водил и их стилом – страха римского.

Римляне не нуждались в каких-то специальных усилиях по вербовке доносчиков. Доносчиком автоматически становился любой местный житель, ставший невольным свидетелем чего-то подозрительного. Такого эффекта римляне добились двумя инструментами – крестом и бичом.

С крестом, я думаю, всё понятно. На обочинах палестинских дорог путники постоянно натыкались на распятых людей. Одни из них умирали со страшными криками, других живьем поедали хищные птицы… Римляне справедливо полагали, что показательные казни – лучшее лекарство от бунта. Правда ,у этой микстуры был один неприятный побочный эффект – если бунт всё-таки вспыхивал, то его беспощадность вполне могла компенсировать его мнимую бессмысленность.


Достаточно вспомнить про бесславный конец римского полководца Вара, распявшего в Палестине не меньше 10 тыс. бунтовщиков незадолго до появления здесь Иисуса. Его огромное войско полностью уничтожили варвары-германцы в Тевтобургском лесу. Впечатление от этой резни было настолько сильным, что вопль императора «Вар! Вар! Верни мне мои легионы!» стал популярным мемом. В итоге, Риму пришлось откатиться за Рейн и навсегда забыть о колонизации германских земель.

Нетрудно догадаться о том, какое впечатление на Понтия Пилата произвела эта история. Ведь он де-факто занимал место Вара. В этих условиях от него можно было ожидать чего угодно, только не беспечности или великодушия...

Если вспомнить исторический контекст, да еще проштудировать хроники Иосифа Флавия и заметки Филона Александрийского, вы не сможете без смеха читать сусальные сказки евангелистов и Михаила Булгакова про душку-прокуратора… Вообще, живучесть мифа о том, что «евреи Христа распяли, а Понтий Пилат хотел его отпустить» - одна из главных загадок христианства.

Люди давно уже пользуются плодами религиозной и интеллектуальной свободы. Имеют доступ к огромному массиву информации по это теме. Но заведомая ложь, положенная в основу пещерного антисемитизма, по-прежнему воспринимается, как «прописная истина». Поразительно!

Но мы отвлеклись.

…Бич был даже эффективнее креста. Знаменитое римское право исключало произвол - людей превращали в мясной фарш исключительно по закону, с полным соблюдением всех процессуальных требований. Если, например, ловили бунтовщика, то он представал перед судом, на котором звучало обвинение и зачитывались показания свидетелей. Главное преимущество доносчика – его не допрашивали, как свидетеля. Ради того, чтобы избежать этой участи, люди были готовы на всё.
http://old.mirf.ru/Articles/27/5510/bichi.jpg
Дело в том, что в римском суде учитывался только один вид свидетельских показаний – тех, что получены под пытками. Исключение делалось только для римских граждан. Греческое слово «мартирос», которое переводится на русский язык как «мученик», на самом деле, означает «свидетель». Сами страдания воспринимались в тот жестокий век, как рутина. Значение, имела только их причина. Одно дело, если человек попадал в руки палача, как кур в ощип, другое – если шел на эшафот сам, чтобы засвидетельствовать свою религиозную принадлежность.

Понятное дело, никто из евреев на свидание с римским палачом не спешил. И, чтобы себя обезопасить, законопослушный еврейский обыватель стремился сообщить о своих подозрениях первым.

Все дороги в Иудеи накануне Песаха – «улицы с односторонним движением». Всё идут в одну сторону – в Иерусалим. Отдельный человек или группа лиц, спешащая в противоположном направлении, неизбежно привлекла бы внимание и вызвала подозрения. При этом вся Палестина была усеяна римскими крепостями. В каждой находился гарнизон. Во время праздника за порядком следили конные разъезды… Думаю, ни Иисус, ни его ученики не смогли бы уйти далеко. Их бы задержали «до выяснения личности» еще на выходе из города…

В общем, куда не кинь – всюду клин! Призрачная надежда на то, что римляне не заметили толпу с пальмовыми ветвями, или не придали ей значения растаяла в тот же день.

В «Евангелии от Иоанна» есть небольшой отчёт об экстренном заседании синедриона, которое якобы состоялось сразу после «воскрешения Лазаря».

Собрали тогда первосвященники и фарисеи совещание и говорили: что нам делать, потому что Этот Человек много творит знамений?
Если оставим Его так, все уверуют в Него, и придут Римляне и уничтожат нас и храм, и народ.
Один же из них, Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы не знаете ничего
и не разумеете, что лучше для вас, чтобы один человек умер за народ, а не весь народ погиб.

С этим курьёзным отрывком (других мы пока не видели) мы поступим также, как с остальными – подвергнем его сепарации: отделим злаки от плевел.

Самое нелепое здесь – описание штурма Иерусалима римскими войсками, который состоялся лет на сорок позже. «Это он сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, пророчествовал», - оправдывается евангелист. Оправдания эти – в пользу бедных. А для таких богачей, как мы, важным здесь являются не заведомо подложные вставки, а сам факт совместного заседания саддукеев и фарисеев, посвященного судьбе Иисуса.

Председательствовал сам первосвященник Каиафа. Судя по всему, на заседании было принято решение об аресте Иисуса, которое потребовало специальных пояснений. Их реальное содержание мы можем легко воспроизвести.

- Нам придётся вмешаться, чтобы прокуратор не выдал этот нелепый эпизод за «восстание», которое он якобы «своевременно подавил». Вы его волчью натуру знаете не хуже меня. Если император получит от него соответствующее донесение, прокуратор получит дополнительные полномочия и «закрутит гайки». Оно нам надо? Единственный способ этого избежать – опередить римлян и, пока они не очухались, вынести свой приговор. А потом добиться от Пилата, чтобы он его утвердил. Тогда никакого «бунта» не будет. Наш проблемный пассажир посидит немного под замком. Потом будет апелляция и новый суд, который его оправдает. И со всем этим нам надо поторопиться! Уважаемому Иосифу, который больше всех за него заступался, мы поручим организовать задержание. Хочешь своему подзащитному помочь? Ради Б-га! Можешь ни в чём себе не отказывать!

Думаю, Иосиф не рискнул сам встречаться с Иисусом и положился на того, кому полностью доверял...

В четверг вечером в Гефсиманском саду Иисус будет арестован храмовой стражей, которую приведёт туда Иуда. Значит, на разработку плана ареста, переговоры и формирование группы конвоиров у Иосифа ушло два дня – вторник и среда. По-моему, вполне реалистичные сроки.

Впрочем, время и место ареста, наверняка, определил не Иосиф, а его энергичный ассистент. Иуда Фома слишком хорошо знал, как важно для Иисуса собрать ершистых подопечных за трапезой. Любой план, лишавший его такой возможности, Иисус бы отверг. В итоге, Иуда нашел оптимальное решение.

В самом важном и содержательном из новозаветных апокрифов – «Евангелии от Фомы» - есть такая сцена:

…он взял его, отвел его (и) сказал ему три слова. Когда же Фома пришел к своим товарищам, они спросили его: Что сказал тебе Иисус? Фома сказал им:
Если я скажу вам одно из слов, которые он сказал мне, вы возьмете камни, бросите (их) в меня, огонь выйдет из камней (и) сожжет вас.

Текст этот подписан «Иуда Фома Дидим». Нам нетрудно догадаться, о чём идёт речь. Иисус согласился на план, предложенный его названным братом. Теперь он знает, чем закончится примирительный ужин, который так для него важен. А мы можем, наконец, взглянуть на Тайную вечерю зрячими глазами – понимая ее реальную подоплёку…


В комментариях к одной из предыдущих частей, мне напомнили про шедевр Леонардо. Согласитесь, расстановка фигур и поза Иисуса – явное указание на примирение двух противоборствующих сторон. Мы уже обращались за подсказкой к иконам Феофана и Андрея. И в случае с Леонардо мы видим, что творческая интуиция гения может дать гораздо больше, чем все евангелисты и увенчанные митрами толкователи вместе взятые.

…Разумеется, Иуда Фома не был откровенен с бестолковыми галилеянами! Если бы они узнали про его план, они бы его обязательно сорвали. И «художественная резьба по ушам», которой «блеснул» в Гефсиманском саду один из апостолов – еще одно подтверждение правоты Иуды Фомы. Обо всём этом мы поговорим в своё время, а пока расставим все точки над «серебренниками», за которые якобы был «продан Иисус».

Точную сумму называет только один евангелист – «Матфей». Он же, как мы помним, «нашел» заковыристое место в девятой главе Книги Пророка Захарии, в которой сказано, будто иудейский царь должен въехать в город на осле. Сегодня мало кто из исследователей сомневается в подложности заключительных глав (после восьмой) этой ветхозаветной книги… Вы будете смеяться, но история про продажу праведника за 30 серебряников отыскалась там же - в одиннадцатой главе!

Самое очевидное объяснение этого «чуда» - Книгу Пророка Захарии дописали христианские пропагандисты, работавшие над «Евангелием от Матфея» специально для того, чтобы имитировать «сбывшиеся пророчества».

Казалось бы, можно просто отмахнуться от этого заведомого фейка и снять с Иуды заведомо ложные обвинения. Но что-то мешает это сделать.

Во-первых, подложная ссылка на Ветхий Завет еще не доказывает подложность самой истории. Ведь «Марк» тоже говорит о том, что первосвященники «обещали дать ему денег». («Лука» у «Марка» это обещание переписал, ничего от себя не добавив.) А в «Евангелии от Иоанна» говорится, что Иуда Фома «имел денежный ящик» - то есть, выполнял функции «финансового директора» их маленькой «корпорации». И хоть ругань в адрес Иуды имеет все признаки грубого вмешательства редактора в изначальный текст, но само указание на его специальность выглядит убедительно. Финансисты, вообще, болезненно реагируют на необязательные расходы. Особенно, когда их виновник – безалаберная младшая сестра.

И, наконец, «раскаянье Иуды», о котором сообщает… всё тот же «Матфей». Опять «сбылось» пророчество Захарии. Он говорил о том, что 30 серебренников достались «горшечнику» - и у Матфея первосвященники отказались брать деньги у «предателя» и велели купить на них у горшечника участок земли для захоронения бомжей. Всё сходится!

Я несколько дней ломал голову над этим ребусом, но так и не смог понять: зачем первосвященникам давать Иуде Фоме деньги, а ему – их брать.

Говорить о корысти тут просто смешно. Иуда Фома отдал Иисусу целый год жизни, ничего не требуя взамен. Вы помните, сколько стоило миро, которое Мария вылила на ноги Иисусу? 300 динариев. Если считать, что серебряник – это священный шекель, равный 4-м динариям, то получится, что Мария одним широким жестом пустила по ветру 75 сребряников – 2,5 «цены, в которую оценили праведника»... Ну, в общем, понятно, что 30 серебряников - сумма, может быть, и не маленькая, но для Иуды она погоды не делала. Он потратил на Иисуса намного больше и готов был на любые жертвы, лишь бы его спасти.
http://pfin.com.ua/wp-content/uploads/2009/12/The-half-shekel-30-AD.jpg

Всё встало на свои места, когда я перестал рассматривать Иуду Фому в качестве получателя денег и оставил ему только противоположную функцию.

Поставьте себя на его место. Ваша отчаянная попытка спасти Учителя провалилась - он погиб, и вы ничем не смогли ему помочь. В состоянии прострации вы стоите и смотрите на циклопическую громаду Иерусалимского храма. В этот момент вы вспоминаете про денежный ящик. Сколько там набежало? Допустим, 120 динариев (вполне реалистичная сумма). Потратить их на себя? Раздать апостолам? Нет, конечно! Единственное подходящее место для них – храмовая сокровищница.

Иуда выменивает на эти деньги 30 священных шекелей и хочет внести их в качестве пожертвования, но его узнают и отказываются вклад принять «страха ради римского». Разгневанный Иуда швыряет деньги под ноги священника и хлопает дверью. Собранные после его ухода серебренники, после небольшого совещания, получает горшечник, который продавал земельный участок. Потом «Испорченный телефон» доносит эту историю до «Матфея» - тот помещает ее в своё евангелие и, чтобы два раза не вставать, в подложные главы Книги Пророка Захарии.

Не сомневаюсь, что именно так всё и было…

Продолжение следует.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments