Владимир Голышев (golishev) wrote,
Владимир Голышев
golishev

Category:

PERSONAL JESUS: Based On A True Story (41)

Начало: (1), (2), (3), (4), (5), (6) ,(7), (8), (9), (10),
(11),(12), (13), (14), (15), (16), (17), (18), (19), (20),
(21), (22), (23), (24), (25), (26), (27), (28), (29), (30),
(31), (32), (33), (34), (35), (36), (37), (38), (39), (40)
Всё в одном месте - http://golishev.livejournal.com/3038110.html
http://25.media.tumblr.com/tumblr_lqunhxWEKt1r2x11uo1_500.jpg

Мы уже говорили о том, что «Марк» видит всё происходящее глазами апостолов-галилеян, а «Иоанн» - глазами Марии, Иосифа Никодима и Иуды Фомы. Когда мы доходим до опустевшей гробницы, это становится особенно заметно.

Разумеется, у четвёртого евангелиста информации больше, ведь главное действующее лицо здесь - Мария. Всё, что знают апостолы - с ее слов.

В первый же день недели Мария Магдалина приходит утром еще в темноте к гробнице и видит, что камень взят с гробницы.

Именно такую легенду придумала для апостолов Мария. А что еще ей оставалось делать? Сейчас они прячутся на съемной квартире – напуганные и обескураженные. А что будет дальше? Нууу... они, наверное, пойдут искать место погребения Иисуса, забредут всей толпой среди бела дня в сад, увидят пустой гроб, начнут разыскивать Иосифа, чтобы потребовать объяснений… Понятно, что ничем хорошим это не закончиться.

Понятно, что это - не вариант.

А что если прийти к ним на квартиру и рассказать правду? Мол, мы с Иосифом решили, что Иисуса тут опасно оставлять, потому что его могут вынуть из гроба и ввергнуть в геену огненную (место, где сжигали мусор и бросали тела бродяг и преступников). В общем, тело мы забираем, а вы держитесь там! Здоровья! Хорошего настроения!

Нетрудно представить реакцию импульсивных галилейцев на такое заявление.
«Да кто ты такая?!! Это вы, спесивые иерусалимляне, нашего учителя погубили! Немедленно верните нам его тело!»
Как-то так.

Мария решила действовать по-другому. Для того, чтобы ее план удался ей нужен был союзник – самый глупый, тщеславный и доверчивый из апостолов. Нетрудно догадаться, кого она выбрала…

Бежит и приходит она к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус и говорит им: взяли Господа из гробницы и не знаем, где положили Его.

«Другой ученик, которого любил Иисус» - это сама Мария. То есть речь идёт о разговоре тет-а-тет. Хитрая девушка нашла возможность остаться с Камнем наедине и по большому секрету поделилась с ним тревожным известием – мол, "прихожу с утра пораньше, камень в стороне валяется, тела нет… пойдём туда – я тебе покажу… только - тссс!!! – никому ни слова". Как-то так.

Вышел тогда Пётр и другой ученик и направились к гробнице.
Бежали они оба вместе, и другой ученик бежал скорее, опередил Петра и пришел первый к гробнице. И наклонившись, видит, что лежат пелены; однако не вошел.


Думаю, вам уже понятно: что заставило Марию пойти на обгон? Нет? Тогда читаем дальше.

…Приходит тогда и Симон Пётр, следуя за ним. И вошел он в гробницу и видит, что пелены лежат,
и что платок, который был на голове его, не с пеленами лежит, но отдельно свёрнут на своём месте.


Удивительно откровенно описывает механику разводки евангелист!

Пока они бежали, Марии пришла в голову гениальная мысль: "А что если разложить окровавленные пелены так, чтобы казалось, будто он из них чудесным образом испарился!"  Девушка обогнала легковерного болвана, прибежала на место первой, сделала своё дело, а потом прикинулась дурой – «застыла в нерешительности» перед входом в пещеру.

…и увидел и уверовал.

Это начало изящной двухходовки.

Дальнейшее поведение Петра предсказать было нетрудно. Он, понятное дело, со всех ног побежал к остальным апостолам – чтобы те узнали о случившемся с его слов, а не от Марии. Про нее, вообще, можно не упоминать. Причём тут, вообще, Мария?

Но он жестоко просчитался. Едва апостолы узнали о случившемся, и пришли в волнение…

Приходит Мария Магдалина и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он сказал ей.

Оцените красоту игры! Если бы Мария озвучила свою легенду вот так – с бухты-барахты - ее рассказ апостолы, наверняка, приняли бы в штыки. Но после бенефиса Петра всё изменилось. Факт отсутствия тела в гробнице был уже всеми признан. И то, что Мария оставалась там, когда он убежал, Пётру тоже пришлось подтвердить, даже если он это изначально скрыл. Все знали, о неприязненном отношении Петра к Марии, а потому его вынужденное признание – давало девушки карт-бланш. Апостолы уже были готовы поверить во что угодно. Оставалось грамотно соврать.

Ее описание воскрессшего Иисуса идеально соответствовало фарисейским представлениям о воскресение мертвых. И это неудивительно, если учесть, что консультировал ее сам Иосиф Никодим.

Сначала Мария увидела двух ангелов, потом – учителя. И не поверила своим глазам (очень правдоподобная деталь!). Она даже обратилась к нему с вопросом о пропавшем теле. Но когда тот обратился к ней по имени, Мария «прозрела». Она кинулась его обнимать, но воскресший Иисус ее остановил.

…иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему.

«…И вот стою я перед вами - простая еврейская баба», - примерно так могла закончить свой рассказ Мария.

Нельзя не признать, что это очень качественная легенда. Она всё объясняла и делала бессмысленными поиски тела. "То, что доктор прописал!" На этой оптимистической ноте, апостолы должны были собрать свои манатки и отправиться домой.

…идите и скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там вы его увидите, как Он вам сказал.

Это уже «Марк». Он, в общем-то, рассказывает то же самое. Но есть нюансы. И все они призваны оттеснить Марию на второй план. Во-первых, воскресшего Иисуса она не видела. Он же у нас не дурак, чтобы являться к какой-то глупой бабе! Да и баб там было аж три штуки – кроме Марии, «рыбацкая мама» и Саломия (у «Луки» - Иоанна»)!

И разговаривал с ними не Иисус, «юноша, облечённый в одеяние белое» (ангел). Именно он велел передать апостолам, что учитель уже ждёт их в Галилее. (На этом «Евангелие от Марка» заканчивается. Вторая половина последней главы – явный подлог, которого нет в древнейших рукописях.)

Интересно, что именно в «апостольской версии» появляется конкретная инструкция: идти в Галилею. Такое ощущение, что апостолы немного стеснялись того, что покинули Иерусалим с первыми паломниками, и нуждались в оправдании своего "неспортивного поведения"…

Вопрос о том, являлся ли кому-то из них воскресший Иисус или нет, на самом деле – глубоко второстепенный. Мария не случайно подчеркнула, что учитель не позволил ей до себя дотронутся. Эта ремарка позволяла всё списать на сонное видение, галлюцинацию… в конце концов, это, действительно, мог быть садовник, которого воспалённое воображение заплаканной девушки превратило в воскресшего Иисуса.

И остальные предания о его посмертных визитах имеют такую же зыбкую почву. То ли апостолы, действительно, что-то видели, то ли выдали желаемое за действительное. Особняком стоит сцена «уверения Фомы», реальное содержание которой – обличение галилейских лгунов... или, скажем мягче: фантазёров.

Трудно поверить в то, что Иуда Фома не знал о планах сестры и Иосифа. Присоединиться к ним он не мог, чтобы не вызывать подозрения у других апостолов. Но когда те стали врать, будто в его отсутствие их навещал воскресший учитель, Иуда Фома не выдержал.

Он же сказал им: если не увижу на руках Его следа гвоздей и не вложу руки моей в бок Его никак не поверю.

Это довольно прозрачный намёк на азартную игру «Узнай в случайном прохожем воскресшего Иисуса и сорви джек-пот!», которой увлеклись его коллеги. «Особые приметы», о которых напомнил Иуда Фома, портили фантазёрам всю малину. Понятное дело, у их "иисусов" руки и ребра были предательски целы…

Думаю, именно на этом месте оригинальный текст «Евангелия от Иоанна» обрывается. Всё, что мы читаем дальше – враньё, адресованное «превосходнейшему Феофилу», которого нужно было утвердить в учении, в котором его наставил апостол-самозванец Павел. Для него, как мы помним, «воскресение Христово» - превыше всего. Еще бы! Ведь без этого аксессуара на «рынке религиозных доктрин» у его товара не было никаких шансов. Нормальное божество просто обязано было умереть и воскреснуть - как Осирис или Митра! А значит, у Христа  просто не было выбора...

Не надо также забывать о том, что Павел сам себя назначил апостолом, сославшись на личную встречу с воскресшим Иисусом. Выдавая откровенное апостольское враньё за чистую монету, он подтверждал и свои полномочия.

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши по Писаниям,
и что Он погребен был, и что Он возвигнут в третий день по Писаниям,
и что явился Кифе, потом - Двенадцати;
потом свыше, чем пятистам братьям, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
потом явился Иакову, потом всем апостолам;
а после всех явился и мне, как некоему извергу.


По-моему, довольно откровенно.

Нетрудно догадаться, кто вдохновил редакторов-христан на дописывание «Марка» и «Иоанна», чей заказ выполняли «Матфей» и «Лука», высасывая из пальца очередные «доказательства» чудесного воскресения "Единородного Сына Божия".

В итоге «сцена уверения Фомы» приобрела тот вид, к которому мы привыкли.

…И через восемь дней снова были ученики в доме, и Фома с ними. Приходит Иисус, когда двери были затворены; и стал посредине и сказал: мир вам!
Затем говорит Фоме: дай палец твой сюда и посмотри на руки Мои, и дай руку твою и вложи в бок Мой, и не будь неверующим, но верующим.


А теперь поднимите глаза чуть выше. Та же глава стих 17-й.

Говорит ей Иисус: не прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу.

У того же евангелиста в соседних абзацах мы видим одного и того же воскресшего Иисуса, который не позволяет себя трогать Марии, и при этом, специально проходит сквозь стену для того, чтобы его пощупал ее брат!

Этот абсурд – показатель низкой квалификации редактора, который взялся дописывать эту сцену. Он так старался засвидетельствовать телесность воскресшего, что не заметил, как его предшественник чуть выше засвидетельствовал обратное. Впрочем, мы уже видели много примеров его топорной работы. Одним больше, одним меньше...

На этом можно было бы закончить. Но что-то мешает мне это сделать. Думаю, в заключении нужно сказать несколько слов о моём личном отношении к подобным явлениям.

Я считаю, что всё определяется опытом. У меня он был, и потому я готов поверить в то, что кто-то виделся с покойником. Те, у кого такого опыта не было, наверное, большие скептики, чем я.

Приведу два конкретных примера из моей жизни.

Лет двадцать назад мой отец пережил тяжелый инфаркт. Когда меня впервые пустили в его палату, я застал его за очень странным занятием – отец обмахивал пальцами, сжатыми в щепоть, воздух вокруг сердца и повторял «…и ныне и Кришна, и во веки веков». По его словам, этот дикий ритуал действовал круче любой анестезии. Научил его это делать «светлый дедушка» из сонного видения. "Дедушка" сидел на большом сером камне, варил в котелке что-то вроде супа из травы. В белом балахоне. С большим металлическим крестом на шее.
- Что тебе надо? Зачем ты пришел? – спросил "дедушка" не поворачивая в сторону отца головы.
- Здоровья!
- Перекрести больное место со словами «Во имя Отца, Сына и Святого Духа и ныне и присно и вовеки веков» - и всё пройдёт.
Когда отец пришёл в себя он лихорадочно начал выполнять эту инструкцию. И… всё получилось.

Я в тот момент был пономарём в церкви и, конечно же, узнал приметы Серафима Саровского. Само чудо меня совершенно не напрягло. Я лишь удивился тому, что мой насмешливый отец, бесконечно далёкий от церкви, вдруг начал этом святому молиться. Оказалось, что нет - не начал. Упоминание Серафима Саровского на него никакого впечатление не произвело. И, судя по бурной реакции на икону  ("О! Тот самый дед!"), раньше он ее не видел. А тут еще дурацкий «Кришна» вместо «присно». Если отец ослышался, значит, он это, действительно, слышал. А если он это слышал, значит…

Ну, в общем, рационального объяснения этому эпизоду я так и не нашел. Хотите иррациональное? Пожалуйста! Отец болел давно. Я часто за него молился (всем подряд). Видимо одна из молитв дошла до адресата… Нравится такое объяснение? Мне тоже не очень. Но другого у меня для вас нет.

Второй эпизод - из детства. В автобусе меня узнал незнакомый мужчина – он якобы хорошо знает моих родителей и меня помнит. Назвался «дядей Колей». Спросил о моих делах. Велел что-то важное передать родителям (я сразу же забыл: что именно). И вышел на следующей остановке. Хороший светлый человек, которого я раньше никогда не видел… Дома, листая семейный альбом, я наткнулся на знакомое лицо. Спросил у родителей. Оказалось - дальний родственник, который умер, когда я был младенцем. «Очень хороший человек. Все его любили.» Догадываетесь, как его звали?

Думаю, многие люди сталкивались в жизни с чем-то похожим. Другие – не сталкивались. Третьи - выдумывают себе «чудеса» на ровном месте. Четвёртые – наоборот, в упор не хотят видеть то, что не имеет "научного "объяснения. Люди, вообще, разные. И к разным вещам относятся по-разному.

Меня, например, совершенно не смущает «чудесность» того, что пишут евангелисты. Смущают явные признаки подлога и их очевидная ангажированность. Что же касается посмертных визитов как таковых, то по этому показателю Иисус – далеко не чемпион.

Чтобы далеко не ходить, возьмём «Житие преподобного Кирилла Белозерского» - литературный памятник XV века. Это выдающееся произведение написал лучший автор того времени – афонский монах Пахомий Серб. Приступил к работе он через 35 лет после кончины святого. Десятки живых свидетелей дали ему обстоятельные интервью. Житие получилось очень подробное, содержательное и непротиворечивое.  В его заключительной части подробно описываются случаи посмертного участия святого в жизни основанной им обители.

Первый раз он явился страдавшему лихорадкой иноку Авксентию в первые же часы после кончины. Святой осенил его крестом – и болезнь отступила. Наутро Авксентий побежал в келью святого, чтобы рассказать о видении, и только тут узнал, что тот умер днём раньше.

Затем Кирилл пришел, чтобы успокоить ученика, который себя корил за то, что с был с ним груб при жизни.

Потом один монастырский старец получил непосредственно от Кирилла ценную инструкцию относительно некоего  Константина, пребывающий на одре болезни (чтобы он умер обязательно на территории монастыря - в этом случае ему все грехи простятся).

Потом бесноватый боярский сын Василий увидел Кирилла в светлых ризах. В итоге, бесы в испуге разбежались, а Василий исцелился.

Потом в обитель принесли на носилках князя Давыда Семеновича. Ночью, "словно в иступление придя", он увидел Кирилла, попросил его об исцелении и…ушел из монастыря на своих двоих.

Потом монастырь решил посетить князь Михаил Андреевич с больной супругой. И «некий старец» удостоился видения, которое с его слов Пахомий Серб описал довольно подробно.

«Не совсем во сне, но и не бодрствуя, увидел он себя у гроба блаженного Кирилла, каковый гроб вдруг сам собою открылся, и вышел оттуда святой, как живой. И, сидя на своём гробе,  сказал блаженный старцу, сподобившемуся видеть видение: «Поскольку, чадо, непростые гости должны прийти с тяжелой бедой, надо нам помолиться о них, чтобы избавил их Господь от этой беды: они ведь наши кормильцы». И сказав это, старец посидел немного и снова лег в свой гроб, и гроб сам собой закрылся над ним».

В заключении Пахомий Серб пишет: «Никакого своего мудрствования не имея, но – сколько слышал от рассказавших мне истину, лишь столько и написал». И сетует на то, что многое забылось. Хотя, с другой стороны, новые чудесные явления продолжаются «даже и по сей день»…

Как бы мы не относились к этим свидетельствам, нам придётся признать, что они гораздо достовернее того, что сообщают евангелисты. А ведь Кирилл Белозерский – не уникален. Существует огромное множество похожих свидетельств со всех концов света. А уж сколько раз являлсь людям Пречистая Дева Мария - и не сосчитать!

Можно, конечно, повторить вслед за лордом Старком: «Безумец видит то, что он видит». Но тогда презумпция недоверия должна распространятся на всех одинаково. И на евангелистов тоже.

С другой стороны, мы знаем, что недоверчивый Нэд плохо кончил. А его сыновья Джон и Бран вскоре убедились, что «безумный» дезертир говорил правду – белые ходоки существуют… Но это уже совсем другая история.

Продолжение следует.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments