Владимир Голышев (golishev) wrote,
Владимир Голышев
golishev

Category:

Отклонённая колонка (чтобы добро не пропадало)

Владимир Голышев

Неуловимый Томос

Томос, о котором так много и возбуждённо говорят в Украине, опять не состоялся. Митрополит Австрийский и экзарх Венгрии Арсений (Кардамакис) сообщил, что вопрос об украинской автокефалии отложен на неопределённый срок – мол, решение будет принято в «подходящее время». Когда именно это время наступит – непонятно. Украинские энтузиасты сразу же начали ждать ноября. Почему бы и нет? Чем ноябрь хуже сентября или октября – когда тоже ждали вожделенного томоса и не дождались?

Между тем, решения которые приял собор, сами по себе довольно примечательны. Впервые за всё время обсуждения украинской автокефалии наметились контуры «дорожной карты». Теперь более-менее понятно: из какого сора будут лепить «Поместную Церковь» для Украины стамбульские умельцы и как именно они будут это делать.


Судя по всему, надежды на раскол в УПЦ МП не оправдались. Два-три архиерея-перебежчика (если таковые найдутся) – это ещё не раскол. А значит, дело придётся иметь с непризнанными церквями, лидеры которых находятся под анафемой. Украинские СМИ сейчас пестрят абсурдными заголовками о том, что «Вселенский патриарх снял анафему с Филарета (Денисенко)». Дело в том, что по церковным канонам снять анафему может только тот, кто её наложил. В нашем случае это Архиерейский Собор РПЦ. Анафема 1992 года была признана всеми православными церквями мира. В том числе, и Константинопольским патриархатом. Теперь он своё признание аннулировал. Что это значит? Только то, что в православном мире появилась уникальная церковь, открыто поощряющая раскол. Маловероятно, что какая-либо другая православная церковь поддержит Константинополь в этом вопросе.

Итак, строительным материалом для шумно разрекламированной «Украинской Поместной Церкви» послужат филаретовская УПЦ КП и совсем уж «карликовая» УАПЦ. С чего придётся начинать? С отказа Филарета (Денисенко) от самовольно присвоенного себе патриаршества. Дальше последует совместное с УАПЦ обращение с просьбой принять их под Константинопольский омофор. В итоге, Украина получит две церкви: признанную всем православным миром УПЦ МП и новую УПЦ КП (Константинопольского патриархата), статус которой в православном мире, вообще, невозможно определить. Только после этого может быть выпущен долгожданный томос, которым Константинополь провозгласит свой сомнительный «новодел» Украинской Поместной Церковью.

Нетрудно догадаться, что авантюра Константинополя вызовет беспрецедентный кризис в мировом православии. Не столько из-за грубого попрания элементарных норм церковного права, сколько из-за опасного прецедента, который даёт надежду раскольникам в других православных церквях. Но всё это вопросы церковной политики и дипломатии, далёкие от простых прихожан. Совсем другое дело передел церковной собственности, который де-факто уже начался.

В свою очередь, Министерство культуры Украины проводит опись имущества УПЦ МП и явно не собирается на этом останавливаться. Вот, например, что говорит директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Андрей Юраш о дальнейшей судьбе Киево-Печерской Лавры: "Государство предоставило аренду и в прерогативах государственных органов решать ее дальнейшую судьбу. То есть, если будет понятно, что во время передачи лавры в аренду существовали нарушения, это может стать основанием для пересмотра договора. Это вопрос в компетенции Кабинета министров". И можно не сомневаться в том, что «нарушения» найдутся!

Уповать на то, что прихожане УПЦ МП, послушно оставят свои храмы или станут массово менять юрисдикцию – наивно. А значит, Украину ждёт новый гражданский конфликт. Конфликт, которого могло бы не быть, если бы не тщеславие украинского президента и авантюризм Константинопольского патриарха.
----------------

Если кому-то этот текст нужен, берите на здоровье.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments